Государственное автономное
|
185001, Республика Карелия,
|
В марте 1944 года фельдшерско-акушерская школа была восстановлена с местонахождением в г. Сегежа. В 1940-е послевоенные годы директорами школы стали заслуженный врач Карело-Финской ССР Фаддеева Ариадна Сергеевна, а затем заслуженный врач Карело-Финской ССР Филимонова Лидия Теодоровна.
В Сегеже занятия проходили в здании средней школы “в трудных условиях и длились до 10 часов в день” без учебников и учебных пособий, в марте 1944 года на 1 курсе обучалось 30 человек. После освобождения Петрозаводска с сентября 1944 года школа была переведена в столицу Карелии и переименована в Петрозаводскую фельдшерско-акушерскую школу. По архивным данным, на начало занятий 2 октября 1944 года в школу было принято 65 человек, а 25 ноября 1944 года в школе занимались уже 102 учащихся, в том числе 31 комсомолец. Первоначально занятия проходили в 4-х комнатах на базе хирургической лечебницы им. д-ра М. Д. Иссерсона.
Преподавательский состав фельдшерско-акушерской школы подбирался из числа наиболее квалифицированных специалистов, которые сочетали педагогическую деятельность с врачебной практикой. В штате педагогов не было, обучение вели 13 совместителей, из них 11 человек с высшим медицинским образованием, в том числе 3 члена ВКП(б). Учащиеся были поделены на две группы в соответствии с уровнем предыдущего образования: в “сильной” группе средняя успеваемость составляла 4,1 балла, во второй группе — 3,5 балла, и имелись трое неуспевающих по анатомии. По итогам зимней экзаменационной сессии отстающих не было, при этом в школе имели место “посторонние разговоры на уроках, опоздания на уроки анатомии и физзарядки, небрежное отношение к школьному имуществу, постоянное загрязнение школы”.
Очередные задачи руководством школы были сформулированы так: “В целях быстрейшего разгрома империализма вместе с Рабоче-крестьянской Красной армией под руководством коммунистической партии большевиков и тов. Сталина учащиеся школы должны принять самое активное участие в победе над врагом. В школе необходимо повысить успеваемость, для чего немедленно ликвидировать хвосты по зачетным дисциплинам, повысить дисциплину и ликвидировать прогулы и опоздания. Всем учащимся аккуратно посещать физзарядку, которая делает здоровыми, сильными и боеспособными молодежь нашей Великой Родины. Принять активное участие в обработке своего приусадебного участка в количестве 40 соток, чтобы осенью организовать свою столовую в школе. Содержать школу в образцовом порядке и чистоте, для чего установить обязательное дежурство учащихся по школе, поручив дежурному охрану имущества классных кабинетов. Закрепить преподавательский состав за классами и утвердить классных руководителей, повысить роль преподавателей в школе. В школе установить обязательные дни политинформаций и вместо физзарядки один день в неделю проводить политинформацию силами учащихся под руководством политрука школы. Установить регулярный выпуск стенгазеты “За отличную учебу” не менее 1 раза в месяц, ввести в школе выпуск боевого листка и отражать все факты, отмеченные в школе”.
После окончания Великой Отечественной войны было отремонтировано и приведено в порядок учебное здание на ул. Кирова, д. 19, выделено здание для общежития. Училище оснащалось учебными пособиями, мебелью и оборудованием. В 1945/1946 учебном году на 1 и 2 курсах фельдшерско-акушерской школы обучалось 182 человека.
Из воспоминаний выпускницы школы Раисы Григорьевны Башариной: “В 1946 г. поступила учиться в фельдшерско-акушерскую школу на фармацевтическое отделение. Жила в общежитии, в комнате было 32 человека, спали по 2 человека на односпальной кровати. Уроки часто учила ночью, когда все спали. Была карточная система. Идя из училища, выкупали суточную норму хлеба (500 г), сразу съедали, и до следующего дня этого часа есть было нечего. Жить было трудно, а учились все хорошо”.
В 1946 году Министерством здравоохранения Карело-Финской ССР была проведена плановая проверка деятельности Петрозаводской фельдшерско-акушерской школы: “Проверка знаний учащихся на экзаменах показала, что наряду с вполне удовлетворительными теоретическими знаниями, практическая подготовка и технические навыки учащихся в большинстве случаев совершенно недостаточны. При проверке было выявлено, что в процессе обучения учащиеся большей частью наблюдают за выполнением многих манипуляций, а между тем… необходимо добиться, чтобы учащиеся сами проделывали каждую манипуляцию, которые обязательны для самостоятельного выполнения медицинскими сестрами”.
Из доклада о проверке работы школы: “Как исключительно положительный момент надо отметить наличие в числе преподавателей высококвалифицированных, наилучших специалистов-врачей. Среди них заслуженные врачи Луговской Е.Ф., Баранов В.А., Тихомиров В.Д., Гуткин А.А., кандидат медицинских наук Гуткин К.А., с большим стажем и опытом преподавательской работы Шиф И.А, Лучкина И.А., Толкачева З.И., Никольский А.Ф. и другие”.