Государственное автономное
|
185001, Республика Карелия,
|
Поздравляем с 85-летием со дня основания системы среднего профессионального образования!
2 октября 1940 года был подписан указ президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах», который стал отправной точкой для создания системы подготовки и распределения квалифицированных рабочих из городской и сельской молодёжи. В это время подготовка медиков среднего звена в Карелии осуществлялась в г. Виипури (Выборг), куда была переведена Петрозаводская фельдшерско-акушерская школа после Советско-финляндской "зимней" войны. С первых дней Великой Отечественной войны выпускники фельдшерско-акушерской школы были мобилизованы на защиту Родины, а вскоре Виипурская фельдшерско-акушерская школа прекратила свою деятельность, так как г. Виипури (Выборг) был захвачен финскими войсками.
После освобождения Карелии и возобновления деятельности фельдшерско-акушерской школы в Петрозаводске на начало занятий 2 октября 1944 года в школу было принято 65 человек, а 25 ноября 1944 года в школе занимались уже 102 учащихся. В послевоенные годы директорами школы стали заслуженный врач Карело-Финской ССР Фаддеева Ариадна Сергеевна, а затем заслуженный врач Карело-Финской ССР Филимонова Лидия Теодоровна. Преподавательский состав фельдшерско-акушерской школы подбирался из числа наиболее квалифицированных специалистов, которые сочетали педагогическую деятельность с врачебной практикой. В штате педагогов не было, обучение вели 13 совместителей, из них 11 человек имели высшее медицинское образование. Первоначально занятия проходили в 4-х комнатах на базе хирургической лечебницы им. д-ра М. Д. Иссерсона, позднее было отремонтировано здание на ул. Кирова,19.
Очередные задачи руководством школы были сформулированы так: “В целях быстрейшего разгрома империализма вместе с Рабоче-крестьянской Красной армией под руководством коммунистической партии большевиков и тов. Сталина учащиеся школы должны принять самое активное участие в победе над врагом. В школе необходимо повысить успеваемость, для чего немедленно ликвидировать хвосты по зачетным дисциплинам, повысить дисциплину и ликвидировать прогулы и опоздания. Всем учащимся аккуратно посещать физзарядку, которая делает здоровыми, сильными и боеспособными молодежь нашей Великой Родины. Принять активное участие в обработке своего приусадебного участка в количестве 40 соток, чтобы осенью организовать свою столовую в школе. Содержать школу в образцовом порядке и чистоте, для чего установить обязательное дежурство учащихся по школе, поручив дежурному охрану имущества классных кабинетов. Закрепить преподавательский состав за классами и утвердить классных руководителей, повысить роль преподавателей в школе. В школе установить обязательные дни политинформаций и вместо физзарядки один день в неделю проводить политинформацию силами учащихся под руководством политрука школы. Установить регулярный выпуск стенгазеты “За отличную учебу” не менее 1 раза в месяц, ввести в школе выпуск боевого листка и отражать все факты, отмеченные в школе”.
В 1946 году Министерством здравоохранения Карело-Финской ССР была проведена плановая проверка деятельности Петрозаводской фельдшерско-акушерской школы. Из доклада о проверке школы: “Как исключительно положительный момент надо отметить наличие в числе преподавателей высококвалифицированных, наилучших специалистов-врачей. Среди них заслуженные врачи Луговской Е.Ф., Баранов В.А., Тихомиров В.Д., Гуткин А.А., кандидат медицинских наук Гуткин К.А., с большим стажем и опытом преподавательской работы Шиф И.А, Лучкина И.А., Толкачева З.И., Никольский А.Ф. и другие”. При этом “...проверка знаний учащихся на экзаменах показала, что наряду с вполне удовлетворительными теоретическими знаниями, практическая подготовка и технические навыки учащихся в большинстве случаев совершенно недостаточны. При проверке было выявлено, что в процессе обучения учащиеся большей частью наблюдают за выполнением многих манипуляций, а между тем… необходимо добиться, чтобы учащиеся сами проделывали каждую манипуляцию, которые обязательны для самостоятельного выполнения медицинскими сестрами”. Обучение в школе велось на фельдшерско-акушерском, фармацевтическом и зубоврачебном отделениях. План набора на 1946/47 учебный год составил 150 человек, а зачислено было 205 обучающихся, которые поступили на базе 7-летнего школьного образования.
Так шло становление системы среднего профессионального образования в 1940-е годы. С тех пор система подготовки средних медицинских работников в Республике Карелия прошла долгий путь от фельдшерско-акушерской школы до медицинского колледжа. Многие известные люди Карелии – высококвалифицированные специалисты разного уровня и организаторы здравоохранения, получили образование в стенах колледжа. Тысячи выпускников колледжа трудятся в медицинских и фармацевтических организациях Карелии медицинскими сестрами, фельдшерами, акушерками, лаборантами, фармацевтами, применяя полученные во время обучения знания и навыки для повышения продолжительности и качества жизни людей.