Участниками дискуссии стали студенты выпускного курса специальности «Сестринское дело». В качестве экспертов выступили директор Филиала ООО «Страховая компания “Ингосстрах-М”» (г. Петрозаводск) С. А. Медведева, преподаватель В. В. Петросян («Правовое обеспечение профессиональной деятельности») и преподаватель Т. А. Пономарёва («Общественное здоровье и здравоохранение»).
В последнее время очень сильно изменились правовые возможности пациента. Как показали результаты проведенного социологического опроса студентов и преподавателей колледжа, пациенты недостаточно информированы о своих правах на получение бесплатной, доступной и качественной медицинской помощи. Только около 10 % респондентов обращались в Территориальный фонд ОМС РК или в свою страховую медицинскую организацию для решения проблем, связанных с несвоевременным или некачественным оказанием медицинской помощи.
Отвечая на проблемные вопросы дискуссии («Зачем российскому пациенту страховщик?», «Решает ли он актуальные для пациента задачи?»), С. А. Медведева рассказала о деятельности страховой медицинской компании по контролю за соблюдением прав граждан на получение бесплатной и качественной медицинской помощи.
В ходе обсуждения судебного механизма защиты прав пациента была затронута и проблема сохранения врачебной тайны. Диалог, в который активно включилась С. А. Яковчук, заведующая учебно-производственной практикой в колледже, помог правильно понять задачи и роль всех участников процесса оказания медицинской помощи.
Защита прав пациента через обращение в страховые медицинские организации или суд — это внешние рычаги контроля. Участники дискуссии сошлись во мнении, что более эффективный способ борьбы за качество и доступность медицинской помощи — регулярное обсуждение проблем внутри медицинского сообщества.