О некоторых итогах работы в дистанционном режиме (послесловие к педагогическому совету)

21 апреля 2020 г.

Хорошо помню обсуждения новых ФГОС и обоснование актуальности их введения… Перечень компетенций, которые должны быть сформированы в ходе образовательного процесса… Ведь будущий выпускник школы или колледжа будет жить и работать в условиях иной реальности. И вот эта иная реальность, кажется, случилась…

В каждом образовательном учреждении есть план работы на учебный год. В соответствии с ним организуются воспитательные мероприятия, выстраивается методическая работа преподавателей, проводятся педагогические советы. Перевод образовательной деятельности в дистанционный режим внес коррективы во все направления работы колледжа.

Так, с 7 по 13 апреля на площадке Лаборатории дистанционного обучения Moodle прошел педагогический совет, посвященный, естественно, вопросам дистанционного обучения. Он задумывался как возможность высказаться, поделиться проблемами и находками.

В ходе педагогического совета преподаватели познакомились с материалами по организации образовательного процесса в дистанционном формате (благо сейчас в них нет недостатка), с итогами анкетирования студентов и обсудили связанные с «дистантом» актуальные профессиональные проблемы по направлениям: «Возможности дистанционного обучения», «Дистанционное обучение в онлайн-режиме», «Работа воспитательной службы и психологического сопровождения в дистанционном режиме», «Возможности организации процедур контроля качества образовательных результатов в дистанционном режиме».

Какие выводы можно сделать по итогам проведенной работы?

В целом мы справились с переводом образовательного процесса в дистанционный режим. Во многом этому способствовал имеющийся опыт работы на базе веб-приложения Moodle. Преподаватели в своей профессиональной деятельности шире стали использовать возможности электронной почты, социальных сетей, WhatsApp, Skype, Discord, Zoom.

Вместе с тем был выявлен целый ряд проблем, не позволяющих обеспечивать высокую эффективность образования в условиях «полного дистанта».

Во-первых, это технические проблемы (как студентов, так и преподавателей): низкая скорость Интернета в отдельных населенных пунктах, отсутствие или устаревшая «домашняя» компьютерная техника, отсутствие соответствующего программного обеспечения и т. д.

Во-вторых, разный уровень готовности (методической, психологической) преподавателей к работе в электронной образовательной среде. По-видимому, решение этой проблемы должно стать ближайшей задачей для курсов повышения квалификации педагогов. «Скорая помощь» уже оказывается коллегам: по итогам педагогического совета пройдут мастер-классы и вебинары о работе в Skype, возможностях Discord и Moodle.

В-третьих, преподаватели ряда дисциплин высказывают серьезные сомнения по поводу возможности формирования практических навыков медицинских манипуляций в дистанционном формате. Эту проблему будем решать путем внесения изменений в учебный план и календарный учебный график.

Преподаватели колледжа отмечают и отсутствие в сети Интернет обучающих роликов (например, на сайте движения WorldSkills по компетенции «Медицинский и социальных уход» представлены всего две манипуляции). Часть преподавателей уже сейчас задумались о создании собственных видеоресурсов. Такая инициатива обязательно найдет поддержку!

Еще одна серьёзная проблема, с которой столкнулись преподаватели в «дистанте», — организация промежуточной и итоговой аттестации. Ряд форм уже успешно апробированы (используются видеофиксация, тестовые оболочки, ответы в онлайн-режиме), но необходимо актуализировать нормативные правовые документы (в частности, «Положение о порядке проведения контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов»). Преподаватели также высказались за введение электронного журнала.

Руководителей выпускных квалификационных работ беспокоит формат организации преддипломной практики в условиях угрозы распространения коронавирускной инфекции. Основываясь на методических рекомендациях и опыте субъектов Российской Федерации, учебная часть предложила формат дистанционной преддипломной практики.

А что же студенты?

Перед началом педсовета было проведено анкетирование, в котором приняли участие 394 студента колледжа. В целом лишь треть студентов высказались резко против дистанционного формата обучения.

Многие преподаватели отмечают заинтересованность в обучении и активность большей части студентов (как правило, тех, кто стабильно учится и в обычном режиме). Но есть студенты, которых надо дополнительно стимулировать (напоминаниями старосты, куратора группы), а есть и такие, кто не выходит «на связь» (в этом случае необходимо выяснять причины индивидуально).

В соответствии с ФГОС СПО одной из важнейших компетенций выпускника является способность самостоятельно организовывать свою деятельность (осуществлять поиск и использование информации, применять информационно-коммуникационные технологии, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации, ориентироваться в условиях смены технологий и др.). Дистанционное обучение как раз и предполагает формирование данной компетенции. Сложности, возникающие при «дистанте» (неумение эффективно использовать время, рационально планировать свою деятельность, расставлять приоритеты, выделять время для работы и отдыха), говорят о том, что в обычном образовательном процессе не создаются условия для формирования навыков самоорганизации. При планировании учебной деятельности требуется уделять этому особое внимание.

Из истории мы знаем, что пережив пандемии, человечество формировало для себя новые жизненные устои и правила. Конечно, нам всем еще предстоит глубоко осмыслить новый вызов современности — вынужденный переход к дистанционному образованию. Первый шаг к этому на уровне колледжа мы уже сделали. Всем большое СПАСИБО за совместную работу!

 

С уважением, директор ГАПОУ РК «Петрозаводский базовый медицинский колледж» Т. В. Васильева

Итоговые материалы педагогического совета представлены на площадке «Педагогический совет» Лаборатории дистанционного обучения Moodle (в разделе «Итоги работы педагогического совета»).

Наверх